Интернет-семинар на тему «Оформляем выход работника на пенсию» с Ларисой Яшковой

Интернет-семинар на тему «Оформляем выход работника на пенсию» с Ларисой Яшковой Уважаемые читатели нашего информационно-правового портала! Согласно Закону РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О

Интернет-семинар на тему «Оформляем выход работника на пенсию» с Ларисой Яшковой

Уважаемые читатели нашего информационно-правового портала!

Согласно Закону РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение.

Любой наниматель рано или поздно сталкивается с оформлением пенсии своих работников, так как работающие граждане заявление о назначении пенсии подают через нанимателя по месту последней работы. Наниматель обязан в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформить необходимые для назначения пенсии документы и направить их в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Как правило, оформлением выхода работника на пенсию занимается кадровая служба организации.

Однако на практике наниматель часто сталкивается с проблемами в оформлении пенсии работников.

На присланные вопросы по предложенной теме интернет-семинара «Оформляем выход работника на пенсию» отвечала Лариса Яшкова, заместителя начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты РБ.

1. ОАО «Б»: При оформлении пенсии работнику в организации столкнулись со следующей ситуацией: дважды в одну из организаций Российской Федерации (Республика Саха, Якутия) было отправлено письмо с просьбой выслать справки о заработной плате работника, однако ответ получен не был.

Что делать в сложившейся ситуации?

ОТВЕТ: Направить запрос через компетентный орган Республики Беларусь.

Истребование документов из-за пределов Республики Беларусь дело непростое. Поэтому такими вопросами необходимо заниматься заблаговременно.

Согласно установленному Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 порядку взаимодействия компетентных органов обеих стран при необходимости для решения вопросов пенсионного обеспечения граждан компетентные органы запрашивают недостающие для назначения пенсии документы. Запрос документов с территории другой страны осуществляется через ее компетентные органы по последнему месту жительства или работы лица.

Таким образом, в данной ситуации запрос об истребовании необходимой для назначения пенсии справки о заработке целесообразно направить через компетентный орган Республики Беларусь — управление по труду, занятости и социальной защите населения по месту жительства работника — непосредственно компетентному органу Российской Федерации — территориальному подразделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Саха. Для этого следует обратиться с соответствующей просьбой в указанное управление.

2. ОАО «Б»: При оформлении пенсии работнику в организации столкнулись со следующей ситуацией: работник работал в управлении Всесоюзного объединения «Союзнефтеавтоматика». Управление находилось в г.Полтаве (Украина). Однако на сегодняшний день такого объединения не существует.

Что делать в данном случае?

ОТВЕТ: Направить запросы в архив и территориальное подразделение Пенсионного фонда Украины.

Если указанное объединение на сегодняшний день не существует, то, скорее всего, документы по личному составу этой организации переданы на хранение в архив Полтавской области.

В данной ситуации полагаем необходимым одновременно направить запросы в указанный архив и территориальное подразделение Пенсионного фонда Украины (по г.Полтаве и Полтавской области) с просьбой оказать содействие в истребовании документов о работе.

3. ОАО «П»: Сотрудница организации с 9 июля 1984 г. по 28 марта 1986 г. работала в Даугавпилском специальном управлении санитарно-технических работ треста «Латсантехмонтаж» Латвийской Советской Социалистической Республики.

Как оформить пенсию данной сотруднице за этот период работы?

ОТВЕТ: Вопрос о пенсионном обеспечении за этот период работы будет рассматриваться компетентным органом Латвийской Республики.

Так предусмотрено Договором между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29.02.2008 (далее — Договор).

Согласно ст.8 Договора каждая из сторон исчисляет и выплачивает пенсию только на основании страхового трудового стажа, накопленного на ее территории. Исчисление размера пенсии производится в соответствии с положениями Договора и законодательства обеих республик.

Вместе с тем при необходимости указанный период работы может быть учтен в Республике Беларусь для определения права на трудовую пенсию (а не размера трудовой пенсии). Для этого он должен быть подтвержден компетентным органом Латвийской Республики в установленном порядке как страховой (трудовой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством этой страны.

4. ООО «НП»: Сотрудница в период с 1998 по 2005 гг. работала на фирме в г.Минске, которая в 2008 г. была ликвидирована (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц), но документы этой организации в государственное учреждение «Минский городской архив» не поступали и их местонахождение неизвестно (ответ из архива). У сотрудницы на руках имеется справка о заработке за период с 1998 по декабрь 2002 г., выданная в июле 2003 г. (форма справки утверждена постановлением Минсоцзащиты РБ от 28.02.2000 № 1 (далее — постановление № 1)). Других способов подтвердить указанный заработок не имеется.

Возможно ли представление такой справки для подтверждения заработка за указанный период в управление по труду, занятости и социальной защите для назначения пенсии?

ОТВЕТ: Возможно, но вопрос о принятии такой справки рассматривается в каждом конкретном случае комиссией по назначению пенсий, созданной исполнительным и распорядительным органом.

Для целей пенсионного обеспечения выдается и, соответственно, принимается справка о заработке для исчисления пенсии по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.11.2007 № 148.

Указанная форма справки не претерпела существенных изменений в сравнении с формой справки о заработке для исчисления пенсии, утвержденной постановлением № 1.

Поэтому в исключительных случаях при решении вопросов о назначении пенсии в качестве документа, подтверждающего размер заработка за период работы до 1 января 2003 г., может приниматься справка по форме, утвержденной постановлением № 1, при условии, что она оформлена надлежащим образом. Вопрос о возможности принятия такой справки рассматривается в каждом конкретном случае комиссией по назначению пенсий, созданной исполнительным и распорядительным органом.

5. ООО «НП»: Сотрудница в период с 1997 по 1998 гг. работала на фирме в г.Минске, в которой в 2002 г. было принято решение собственника о ее ликвидации. Однако до настоящего времени решение об исключении данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц не принято и местонахождение документов по заработной плате неизвестно. У сотрудницы на руках имеется справка о заработке за период с 1997 по 1998 гг., выданная в июне 2008 г. по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.11.2007 № 148.

Действительна ли эта справка в настоящее время?

Возможно ли ее представление в управление по труду, занятости и социальной защите для назначения пенсии, если возможность получить иную справку отсутствует?

ОТВЕТ: Эту справку можно считать действительной, если она была оформлена с соблюдением установленных законодательством требований.

Следует отметить, что для целей пенсионного обеспечения не требуется, чтобы документы в обязательном порядке были оформлены накануне достижения пенсионного возраста. Они могут быть оформлены и намного ранее, поскольку сроки их действия законодательством не ограничены.

Так, в данном случае справка о заработке для исчисления пенсии, выданная в июне 2008 г. по установленной законодательством форме, будет принята для назначения пенсии, если она отвечает требованиям законодательства, действующего на момент обращения за назначением пенсии.

6. ООО «М»: В каких случаях пересматривается размер пенсии по возрасту?

ОТВЕТ: Размер пенсии по возрасту может пересматриваться при возникновении права на повышение пенсии (например, при представлении документов о неучтенном при назначении пенсии стаже работе, заработке и т.д.) или при наступлении других предусмотренных Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии или прекращение ее выплаты.

Перерасчет назначенной пенсии или прекращение ее выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором было подано обращение за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке или наступили эти обстоятельства (ст.81 вышеназванного Закона).

7. ООО «С»: На момент оформления пенсии по возрасту стаж работницы составил 38 лет, но она не увольняется, а продолжает работать.

Будет ли пересматриваться пенсия при достижении данной работницей стажа 40 лет?

ОТВЕТ: Законодательство не предусматривает перерасчета пенсии по возрасту с учетом времени работы после назначения пенсии в случаях, когда во время работы человек получал пенсию.

Перерасчет пенсии по возрасту и за выслугу лет производится с учетом стажа работы после ее назначения и при условии неполучения пенсии за этот период (ст.66 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).

8. УП «З»: Засчитываются ли в общий трудовой стаж годы работы только по гражданско-правовым договорам?

ОТВЕТ: Да, засчитываются, но только при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее — ФСЗН).

В стаж работы для целей пенсионного обеспечения засчитывается любая работа, в т.ч. выполняемая по гражданско-правовому договору, с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в установленном законодательством порядке. При этом согласно ст.51 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

9. ООО «РП»: Каков порядок исчисления пенсии в 2013 г.?

ОТВЕТ: В текущем году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за любые 19 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 29 лет стажа работы независимо от имеющихся перерывов.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде (например, за 19 лет — это 228 месяцев) и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

10. ООО «РП»: Может ли быть назначен максимальный размер пенсии, если индивидуальный коэффициент заработной платы составляет 4,0 и выше, а стаж работы у сотрудника не достиг 40 лет?

ОТВЕТ: Нет, не может.

Максимальный размер пенсии по возрасту предполагает обязательное наличие двух максимально учитываемых при назначении этой пенсии параметров: стажа и заработка. Для женщины они составляют: стаж 40 лет и индивидуальный коэффициент заработка 4,0 и выше.

11. КУП «О»: В организации работает сотрудник, которому назначена военная пенсия за выслугу лет. В апреле 2013 г. у него наступает право на назначение пенсии по возрасту, однако он категорически отказывается от назначения ему пенсии по возрасту и перерасчета военной пенсии.

Как следует поступить в данной ситуации?

ОТВЕТ: Национальное пенсионное законодательство не предусматривает возможности одновременного назначения 2 видов пенсий одному человеку. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается по их выбору только одна. Обращение за назначением пенсии может осуществляться гражданином в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Перевод с одной пенсии на другую производится со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле) в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

В приведенной ситуации работник вправе сам принимать решение об обращении:

• либо за назначением трудовой пенсии в органы по труду, занятости и социальной защите населения (для этого должна быть прекращена выплата военной пенсии);

• либо за перерасчетом получаемой военной пенсии в соответствующий пенсионный орган Министерства обороны РБ (если такой перерасчет предусмотрен законодательством).

Факт уведомления работодателем работника о его пенсионных правах целесообразно зафиксировать в соответствующей письменной расписке. В ней же работник должен сообщить об отказе от оформления трудовой пенсии.

12. ОАО МПМК: Работник организации 6 декабря 2012 г. обратился в отдел кадров с заявлением о назначении ему пенсии по возрасту. Документы о назначении пенсии были оформлены и представлены в управление по труду, занятости и социальной защите населения в течение 1-го дня с момента подачи заявления. Однако при оформлении документов для назначения пенсии выяснилось, что у данного работника имеется специальный стаж работы по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — Список № 2), — 11 лет (с 1980 по 1991 гг.) в иной организации. Таким образом, данный работник имел право на назначение пенсии по возрасту за работу по Списку № 2 с 18 сентября 2011 г., однако не использовал его. Узнав о сложившейся ситуации, этот работник подал иск в суд с целью взыскания с организации на основании ст.76 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) сумм ущерба, причиненного ему несвоевременным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии по Списку № 2.

Какова степень вины нанимателя в данной ситуации?

Несет ли наниматель в этом случае ответственность согласно ст.76 Закона и ст.9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях?

ОТВЕТ: Для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 требуется наличие специального стажа работы по указанному Списку продолжительностью 10 лет для женщины и 12 лет 6 месяцев для мужчины. В данном случае в вопросе указано, что стаж работы составляет 11 лет, но при этом право на пенсию у работника возникает на 1 год ранее достижения им общеустановленного пенсионного возраста (т.е. у мужчин — 59 лет, женщин — 54 года). Если работник мужчина, то при стаже по Списку № 2 продолжительностью 11 лет он имеет право уйти на пенсию не на 1, а на 4 года ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, т.е. в 56 лет. Поэтому в приведенной ситуации имеется определенная несогласованность.

Законом на работодателя возложена обязанность своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. Также предусмотрена и соответствующая ответственность за невыполнение указанной обязанности. А именно, работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством РБ.

Согласно требованиям законодательства работодатель обязан за месяц до достижения работником пенсионного возраста (в т.ч. пониженного) и приобретения права на пенсию известить его о порядке обращения за пенсией. После чего работник оформляет заявление о назначении пенсии и подает его работодателю.

Тот факт, что работодатель не известил работника о необходимости оформления пенсии, не является для работника препятствием для личного обращения к нему по вопросу оформления пенсии. Не исключается также и возможность обращения за пенсией непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. В случае обращения в управление его специалисты помогут работнику разрешить возникшую проблему.

Что касается приведенной ситуации, то степень вины нанимателя и, соответственно, правомерность применения к нему той или иной установленной законодательством меры ответственности будет определена судом.

13. РУАП «ОФ»: С 1987 по 1990 гг. работник был направлен в длительную заграничную командировку в Алжирскую Народную Демократическую Республику, где работал по межгосударственному контракту. Из его заработной платы в иностранной валюте и советских рублях на основании п.42 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25.12.1974 № 365, производились ежемесячные отчисления в органы социального страхования СССР в размере 2 %, что подтверждено документально.

Учитывается ли такая заработная плата для назначения пенсии?

ОТВЕТ: Лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, пенсии исчисляются исходя из фактического заработка в Республике Беларусь и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ст.61 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).

Законом не предусмотрена возможность принятия для исчисления пенсии заработной платы, выплачиваемой работнику, в т.ч. командированному для работы за границу, в иностранной валюте. Также не предусмотрена конвертация этой валюты в национальную валюту для целей пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, в данном случае при назначении пенсии может быть учтена только заработная плата, начисленная и выплаченная в советских рублях.

14. ЧКУП «БУ»: Согласно действующему законодательству наниматель обязан в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформить необходимые для назначения пенсии документы и направить их в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.

Каков перечень документов, которые необходимо оформить и предоставить в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя?

Требуется ли нанимателю самостоятельно рассчитывать стаж работника и суммы, включаемые в расчет среднего заработка?

ОТВЕТ: Право на трудовую пенсию возникает при соблюдении условий, установленных законодательством: при достижении определенного возраста, наличии требуемой продолжительности стажа работы и (или) специального стажа и др.

Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы по труду, занятости и социальной защите (ст.76 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).

Для выполнения указанной обязанности ежегодно в начале каждого года на работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании трудовых книжек и личных карточек работодатель составляет соответствующие списки. Одним из реквизитов списка являются данные о стаже работы, в т.ч. специальном.

На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии, форма которого утверждена приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85, и другие необходимые документы, т.е. формирует соответствующий комплект документов, или отказывает в представлении к назначению пенсии.

Таким образом, для принятия решения о представлении (отказе в представлении) работника к назначению пенсии работодатель должен рассмотреть вопрос о наличии у него стажа работы (специального стажа) требуемой продолжительности.

Что касается заработка, то за период работы до 1 января 2003 г. он подтверждается справкой (форма утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.11.2007 № 148), выдаваемой работодателем. Заработок после указанной даты подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования. Для этого работодателем в установленном порядке и сроки должны представляться в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ сведения о суммах выплат (доходов) работников, на которые начислены и из которых уплачены обязательные страховые взносы.

Комплект документов, который должен быть сформирован и представлен работодателем в орган по труду, занятости и социальной защите для назначения пенсии конкретному работнику, зависит от вида пенсии. Однако обязательными для назначения любого вида трудовой пенсии являются:

1) документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:

— для гражданина РБ — паспорт гражданина РБ;

— для иностранного гражданина или лица без гражданства — национальный паспорт и (или) вид на жительство;

— для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, — свидетельство о рождении или паспорт;

2) документы о стаже работы (трудовая книжка, копии дипломов, военный билет (для военнослужащих) и т.п.);

3) документы о заработке.

Перечни документов по видам пенсий предусмотрены Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44.

15. РУП «ВЦ»: Период выборки данных для справок о заработной плате для назначения пенсии по лицевым счетам работников может варьироваться от 1 месяца до 25 лет.

В течение какого периода (дней) необходимо представить справку о заработной плате для назначения пенсии, если запрос поступает письменно от физического или юридического лица?

Каким нормативным документом при определении сроков выдачи справки необходимо руководствоваться?

ОТВЕТ: Справка о размере заработной платы (денежного довольствия) выдается организацией по месту работы, службы в 5-дневный срок со дня обращения за ней (подп.2.4 п.2 Указа Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»).

16. ОАО «РГ»: Каков алгоритм действий кадровика при оформлении пенсии за работу с особыми условиями труда по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, и Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее — списки № 1 и № 2)?

ОТВЕТ: Алгоритм действий кадровика по формированию комплекта документов для назначения пенсии за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 аналогичен алгоритму, предусмотренному Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44.

Особенности заключаются в порядке подтверждения специального стажа работы и заполнении соответствующей справки по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2006 № 134, а также исчисления специального стажа.

При исчислении специального стажа работы с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.

Исчисление стажа, в т.ч. специального, может производиться не только в календарном, но и в льготном порядке в случаях, предусмотренных законодательством (ст.52 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» и ст.38 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»).

17. ОАО «З»: Предусмотрена ли законодательством возможность назначения досрочной пенсии за работу на Севере?

Должен ли считаться стаж работы на Севере в двойном размере?

ОТВЕТ: Действующий в Республике Беларусь с 1 января 1993 г. Закон РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон № 1596-XII) не содержит норм, предусматривающих возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту лиц, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Однако с целью сохранения гарантий, установленных законодательством СССР для указанной категории работников, п.4 Закона РБ от 17.04.1992 № 1597-XII «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что лицам, проработавшим ко дню введения в действие данного Закона (1 января 1993 г.) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия по возрасту назначается со снижением пенсионного возраста, установленного ст.11 Закона № 1596-XII, на 5 лет (мужчинам — 55 лет, женщинам — 50 лет).

Закон № 1596-XII не предусматривает льготного исчисления времени работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому эта работа засчитывается в стаж для назначения пенсии в календарном порядке.

18. ЧУП «Л»: Работнику прислали справки о работе в Казахстане. Они скреплены печатями, исполненными на казахском языке.

Будут ли эти справки приняты для назначения пенсии?

ОТВЕТ: Следует проконсультироваться в управлении по труду, занятости и социальной защите.

Государственными языками в Республике Беларусь являются русский и белорусский (ст.17 Конституции Республики Беларусь). Соответственно документы, на основании которых органами государственного управления принимаются решения (в т.ч. о пенсионном обеспечении), должны быть составлены на русском или белорусском языке.

Документы (в т.ч. отдельные реквизиты документов), составленные на иностранном языке, принимаются после их перевода на русский или белорусский язык и нотариального засвидетельствования перевода или подлинности подписи переводчика.

Вопрос о переводе печати на документах работника, выданных в Республике Казахстан, целесообразно решать после предварительной консультации в управлении по труду, занятости и социальной защите о возможности принятия указанных справок для целей пенсионного обеспечения. Управление должно оценить, отвечают ли данные справки требованиям законодательства РБ.

19. СП ООО «КД»: В этом году сотрудник уходит на пенсию по возрасту (60 лет).

За какой период работы необходимо собрать справки о заработной плате?

ОТВЕТ: В 2013 г. при назначении пенсии заработок определяется за любые 19 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 29 лет работы (уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ) независимо от имеющихся перерывов.

Ежегодно периоды, за которые учитывается заработок для исчисления пенсии и из которых он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на 1 год.

Таким образом, в 2014 г. заработок будет исчисляться за любые 20 лет подряд из последних 30 лет работы. При этом представление документов о заработке за 20 (в 2013 г. — 19) лет обязательно, а за оставшиеся 10 лет желательно (для определения оптимального варианта заработка).

20. РУП «П»: Сотрудник в период существования СССР 6 лет проработал в Латвии. Сейчас при оформлении его на пенсию выяснилось, что пенсию за эти годы в Беларуси ему не назначат.

С каждым из государств, ранее входивших в состав Советского Союза, Республика Беларусь стремится сотрудничать в области пенсионного обеспечения. Правовое регламентирование этого сотрудничества осуществляется путем заключения двусторонних договоров.

С Латвийской Республикой соответствующий договор заключен только в феврале 2008 г., а вступил он в силу с сентября 2010 г. Договор основан на принципе пропорциональности, согласно которому за стаж, накопленный на территории Латвии, в т.ч. и во времена Советского Союза, пенсию назначает и выплачивает Латвийская сторона. При этом применяются положения национального законодательства Латвии. Поэтому пенсии за работу в Латвийской Республике оформляются компетентными органами этой республики в соответствии со своим законодательством.

На сегодняшний день пенсионный возраст в Латвии для назначения пенсии по старости на общих основаниях как для женщин, так и для мужчин составляет 62 года. В связи с изменениями в законодательстве Латвии пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии по старости, с 2014 г. будет постепенно повышаться с 62 лет до 65 лет.

Для получения латвийской пенсии граждане должны по достижении пенсионного возраста, установленного в Латвии, обратиться с соответствующим заявлением и документами о работе и заработке в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Республике Беларусь. Указанный орган сформирует комплект документов и препроводит его в компетентный орган Латвии.

21. УП «ЛП»: Некоторые работники не подают заявление о назначении пенсии своевременно.

Обязан ли работник по достижении пенсионного возраста оформлять пенсию?

Будет ли выплачена пенсия по возрасту работнику за пропущенный период времени в случае несвоевременного обращения за ней?

ОТВЕТ: Назначение пенсии носит заявительный характер и поэтому для реализации приобретенного права на пенсию гражданин должен обратиться за назначением пенсии в установленном порядке. При этом он должен знать, что обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Обращение осуществляется путем подачи соответствующего письменного заявления в орган, назначающий пенсию, — управление по труду, занятости и социальной защите районного (городского) исполнительных комитетов (управление социальной защиты администраций — в г.Минске). При этом работающий гражданин подает указанное заявление через работодателя по месту последней работы.

Пенсия по возрасту назначается со дня обращения за ней в установленном порядке (но не ранее возникновения права на пенсию). Назначение и выплата указанной пенсии за прошлое время (в случае несвоевременного обращения за ней) законодательством не предусмотрены.

22. ОДО «Ш»: Сотрудница организации уволилась и уехала на работу во Вьетнам.

Потеряет ли она стаж за годы работы в этом государстве?

ОТВЕТ: Для граждан, работающих за границей, законодательством предусмотрена возможность добровольного участия в системе государственного пенсионного страхования Республики Беларусь путем самостоятельной уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (ст.61 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).

Для этого гражданин должен обратиться в отдел фонда по месту жительства. Заработок, с которого он будет уплачивать взносы, определяется непосредственно самим гражданином. Впоследствии при назначении пенсии будут учтены периоды, в течение которых уплачивались взносы, и величина заработка, с которого эти взносы уплачивались. При этом необходимо иметь в виду, что если взносы будут уплачены из заработка ниже минимальной заработной платы, то подлежащий зачету в стаж период работы будет соответственно скорректирован.

23. ООО «М»: Если утеряны данные о стаже работе в организации, куда нужно обращаться, чтобы их восстановить?

ОТВЕТ: При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности нанимателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы могут устанавливаться на основании показаний не менее 2 свидетелей, знающих заявителя по совместной работе в организации и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют (п.17 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777).

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением комиссии по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным комитетом.

24. ЧТУП «Р»: Учредитель унитарного предприятия является неработающим пенсионером. Следовательно, ему пенсия по возрасту выплачивается полностью.

Будет ли ему выплачиваться пенсия полностью в случае получения учредителем дивидендов?

Необходимо ли организации подавать сведения о полученных дивидендах?

ОТВЕТ: Пенсионным законодательством установлены правила выплаты пенсий в зависимости от факта работы.

Согласно ст.83 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) не выплачивается.

Указанное ограничение выплачиваемой пенсии применяется в отношении всех категорий пенсионеров (за исключением пенсий за выслугу лет государственным служащим и пенсий по возрасту, назначенных в соответствии с Законом РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения в Республике Беларусь», выплата которых не производится в период работы — занятия предпринимательской деятельностью, а в отношении получателей других пенсий за выслугу лет — в период работы, дающей право на эту пенсию) без учета получаемой заработной платы, а также вне зависимости от наличия дохода (получения убытков).

Для целей выплаты пенсий под работой понимается определенная деятельность (занятие, труд), осуществляемая на основании трудового договора и (или) гражданско-правового договора, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, при условии, что в течение периодов этой деятельности лицо подлежало государственному социальному страхованию.

Таким образом, если учредитель выполняет свои полномочия в юридическом лице не на основе трудовых, гражданско-правовых договоров либо членства (участия) в юридических лицах и, соответственно, не подлежит государственному социальному страхованию, то выплата ему пенсии производится как неработающему пенсионеру.

25. РСУ «У»: Согласно Закону РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) мужчины (Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее — Список № 2, постановление № 536) 78749) при условии аттестации рабочих мест по условиям труда имеют право на получение пенсии в 55 лет.

Если стаж с особыми условиями труда у такого работника составил 11 лет и 2 месяца, то насчитываются ли годы досрочного выхода на пенсию дифференцированно, т.е.:

12 лет 6 месяцев — раньше на 5 лет,

11 лет 2 месяца — Х?

ОТВЕТ: Законодательством предусмотрена возможность назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда при неполном специальном стаже работы только работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденным постановлением № 536, и Списком № 2.

Так, согласно части второй п.б) ст.12 Закона работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 (а именно, мужчинам — не менее 6 лет 3 месяцев, женщинам — 5 лет), при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, предусмотренного ст.11 Закона, на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Таким образом, мужчина, имеющий специальный стаж работы по Списку № 2 продолжительностью 11 лет 2 месяца и общий стаж работы не менее 25 лет, может приобрести право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (при соблюдении других установленных законодательством условий) со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 4 года, т.е. по достижении 56 лет.

26. РСУ «У»: Правомерно ли требование органа социальной защиты о предоставлении для целей подтверждения занятости производителя работ на работах, предусмотренных Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее — Список № 2) (78749), помимо выписки из приказов о назначении ответственным за производство работ еще и государственных актов приемки работ, по которым он назначался ответственным за производство работ?

Согласно законодательству районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее — орган, назначающий пенсии) имеют право требовать от работодателей документы, необходимые для назначения пенсии, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утверждаемых Советом Министров РБ.

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодателем должны быть представлены новые документы.

Требования органа, назначающего пенсию, о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата (ст.53 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).

Подтверждение специального стажа работы осуществляется справками работодателей по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2006 № 134 «Об утверждении форм справок для подтверждения работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет».

Если в ходе подготовки пенсионного дела выясняется необходимость проверки достоверности документов, в частности, о стаже (в т.ч. специальном), специалист органа, назначающего пенсию, вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях путем встречной проверки обоснованность их выдачи (п.19 Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85).

С учетом изложенного в данном случае требование органа, назначающего пенсию, о необходимости представления вышеуказанных документов для целей подтверждения непосредственной занятости конкретного производителя работ в условиях (на работах), предусмотренных Списком № 2, правомерно.

27. ООО «Т»: Будет ли когда-нибудь выплачен удержанный с заработной платы 1 % (отчисление в пенсионный фонд)?

ОТВЕТ: В республике функционирует распределительная пенсионная система. Она основана на принципе текущего финансирования. Суммы обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (в размере 28 % от фонда оплаты труда) и работниками (в размере 1 % от индивидуальной заработной платы) на цели пенсионного страхования в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, этим Фондом направляются на текущее финансирование выплаты трудовых пенсий.

Таким образом, накопление средств, уплачиваемых работником (в виде 1-процентного взноса), на персональных счетах работников не производится и, соответственно, не предполагается и их возврат.

Следует отметить, что увязка размера трудовой пенсии с таким взносом работников невозможна из-за незначительности взноса.

28. ООО «Т»: В связи с чем у работающих пенсионеров при более высоком коэффициенте размер пенсии меньше, чем у тех, у кого коэффициент ниже?

ОТВЕТ: Размер выплачиваемой пенсии зависит от величины индивидуального коэффициента заработка пенсионера (далее — ИКЗ) и факта работы или занятия предпринимательской деятельностью.

Работающим пенсионерам выплата пенсии производится с учетом ограничений, установленных ст.83 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон). Так, часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (ст.56 и 70 Закона), в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) не выплачивается.

Таким образом, в период работы пенсионер, у которого фактический ИКЗ 1,3 и выше, получает пенсию из расчета ИКЗ 1,3. Если фактический ИКЗ ниже чем 1,3, то пенсия независимо от факта работы (занятия предпринимательской деятельностью) выплачивается в полном размере.

Из приведенного следует, что на практике размер пенсии работающего пенсионера при высоком ИКЗ может быть меньше размера пенсии неработающего пенсионера.

© 2004-2017, ООО «Профессиональные правовые системы», входит в структуру компаний Владимира Гревцова

Воспроизведение материалов сайта без письменного согласия владельца запрещено

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *